Про поиск и смысл... И встречу в пути.
Мигачева Светлана Викторовна
психолог, гештальт-терапевт

Онлайн-курс по детской психосоматике

Каждый отдельный семинар в цикле является завершенной темой и дает теоретические знания и навыки практической работы в определенной области детской психосоматики.


СЕМИНАР 1 «ОСЛОЖНЕННЫЕ КРИЗИСЫ И ТРАВМА РАЗВИТИЯ».

  1. Введение. Основные теоретические положения, классификация.
  2. Возрастные кризисы – нормативное и осложненное протекание кризисов развития. Конверсионные психосоматические симптомы как творческое приспособление организма в осложненном кризисе развития. Техники гештальт-терапии в работе с некоторыми конверсионными симптомами: психогенные тики, энурез, лор-патология, психогенная гипертермия.
  3. Условия перехода конверсионных симптомов в невроз (истерический, ипохондрический, навязчивых состояний), присоединение и ритуализация защитного поведения, исчезновение симптомов и развитие невроза. Техники гештальт-терапии в работе с «ядром» неврозов.
  4. Вегетативные психосоматические симптомы как ретрофлексия эмоциональной активности, направленной вовне. Стили воспитания, блокирующие эмоциональную активность ребенка. Техники гештальт-терапии в работе с болевыми вегетативными симптомами.

СЕМИНАР 2 «ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ КАК СИМПТОМ ДИСФУНКЦИИ СЕМЬИ»

  1. Теория развития и теория потребностей в гештальт-подходе, мета-потребности и задачи развития.
  2. Теория агрессии в гештальт-подходе, фрустрация мета-потребностей и эмоциональные маркеры.
  3. Травма развития – незавершенные задачи развития.
  4. Соматический цикл удовлетворения базовых потребностей, прерывания цикла. Психосоматический цикл формирования заболеваний.
  5. Психосоматические заболевания ребенка как способ удовлетворения фрустрированных мета-потребностей. Условия перехода психосоматических симптомов в болезнь. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата, хронические респираторно-вирусные заболевания. Техники гештальт-терапии в работе с психогенным фактором хронических и функциональных заболеваний.
  6. Наследие расширенной дисфункциональной семьи, системные заболевания у детей как способ сохранения стабильности системы. Техники работы с системными смыслами заболеваний. Работа с системой семьи.

СЕМИНАР 3 «ТРАВМА ПОТЕРИ (УТРАТЫ)»

  1. Введение. Виды горевания у ребенка – нормативное, преувеличенное, сокращенное, остановленное, осложненное, предварительное, запаздывающее. Цикл горевания и цикл контакта, виды прерываний цикла горевания, преодоление прерываний.
  2. Этапы горевания, особенности протекания этапов у детей в зависимости от возраста. Психосоматика, маркирующая нормативное горевание. Психосоматические симптомы, маркирующие прерывание горя. Техники гештальт-терапии, поддерживающие последовательность проживания этапов горя.
  3. Горе матери и горе ребенка – синтонность и дистонность процессов, способы психологической поддержки матери. Консультирование семьи, родственников, педагогов по способам поддержки ребенка в нормативном горевании.
  4. Осложненное горе – типичные психосоматические или невротические выборы.
  5. «Замещающий» ребенок как «лекарство» от горя матери при потере ребенка и/или абортах, преждевременных родах. Типичная психосоматика «замещающего» ребенка. Техники гештальт-терапии в восстановлении процесса горевания у матери.

СЕМИНАР 4 «ТРАВМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ – СОМАТИЧЕСКИЕ И НЕВРОТИЧЕСКИЕ ИСХОДЫ»

  1. Виды насилия – психическое, физическое, сексуальное. Травматический и сексуальный абъюз. Методики диагностики насилия в семье.
  2. Внутренняя и внешняя феноменология ребенка, переживающего насилие в отношениях – нарушения психосексуального развития, эмоциональные нарушения, изменения в мотивационной сфере, искажение процессов формирования поло-ролевой идентичности, невротические и психосоматические симптомы. Виктимный симптомокомплекс.
  3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия травмы насилия. Травма как незавершенная ситуация: «ядро» травматической реакции, телесные травматические реакции, феноменология «околосмертного» опыта в ситуациях тяжелого хронического насилия, закономерности и последовательность формирования психосоматических и поведенческих симптомов.
  4. Техники соматической терапии травмы насилия – завершение телесных реакций, разрядка энергии «околосмертного» опыта. Техники гешталь-терапии в работе с символической составляющей травмы насилия.


Формат – четыре 2х-дневных семинара, 80 ак. часов.

По завершении цикла семинаров (или отдельного семинара) выдается сертификат ОПП ГП “Московский Гештальт Институт”