Программа цикла была разработана в 2008 г. по запросу Департамента образования г. Краснодара
Цикл семинаров состоит из трех 2х-дневных семинаров и ориентирован на психологов, врачей-психиатров, педиатров, акушеров-гинекологов, социальных педагогов; направлен на изучение феноменологии травмы сиротства, особенностей формирования отношений в приемной семье для коррекции трудностей в общении, предупреждения девиантного поведения и облегчения периода адаптации ребенка в приемной семье
Семинар 1 “Психоэмоциональные особенности детей-сирот”
- Семья – виды семей; дисфункции и «болезни» семьи; проблемы родителей; условия, порождающие трудности
- “Отказные” дети и сиротство до рождения – пренатальные эмоциональные связи; перинатальный шок; постнатальная депрессия; отдаленные эмоционально-поведенческие последствия; диагностика и способы работы
- Формирование эмоциональных связей в семье; закономерность и фазы развития привязанности; кризисы и травмы развития; отдаленные последствия травмы развития; диагностика и способы работы
- Сочетанные психические травмы; роль дисфункциональной семьи в сочетанной травматизации ребенка
- Потеря матери и феноменология сиротства – привязанность и утрата; разрушение эмоциональных связей; патологическая печаль, застывший траур; отчуждение; психический защитный профиль детей-сирот
- Адаптация к утрате; ложно-адаптивное поведение; «инкапсуляция» травмы потери
- Основные положения теории травмы потери; этапы горевания; феноменология этапов; способы работы со свежей травмой потери; способы работы с отдаленной травмой потери
- Сочетанные феномены как особенность проживания потери у детей-сирот; феномены “околосмертного” опыта; феномены агрессии; “контейнирование” агрессии ребенка
- Основные положения травмы насилия; внутренняя и внешняя феноменология ребенка, пережившего насилие; диагностика и способы работы
Семинар 2 “Выбор ребенка. Проблемы формирования привязанности”
- Совокупность психо-эмоциональных особенностей детей-сирот – защитный личностный профиль
- Эмоциональный фон ребенка-сироты во время пребывания в детском доме, феномены ложно-адаптивного поведения
- Выбор ребенка – потребности и мотивы приемных родителей; влияние собственнойдетской истории; бессознательные факторы, определяющие выбор
- Диагностика и способы работы на этапе выбора
- Динамика переживаний выбранного ребенка; активация вытесненного психического материала; содержание проективных фантазий
- Динамика переживаний приемной матери; активация вытесненного психического материала; содержание проективных фантазий.
- Диагностика и работа на этапе активации проекций.
- Первые встречи; начало формирования эмоциональных связей.
- Понятие трансферентных отношений; роль трансфера в формировании новой привязанности
- Диагностика и способы работы на этапе первых встреч.
Семинар 3 “Адаптация ребенка в приемной семье. Проблемы периода адаптации”
- Приемная семья и реактивация травмы привязанности; реактивация сочетанных травм; маркеры реактивации травмы
- Диагностика и работа на этапе реактивации травматического материала
- Создание и разрушение эмоциональных связей в новой семье
- Реактивация травматического материала у приемных родителей; маркеры реактивации травмы
- Закономерности воссоздания «травматического слепка» в отношениях
- Этапы дезадаптации в детско-родительских отношениях, в отношениях сиблингов
- Способы дезактивации травматического материала, психологическая поддержка в построении адаптивных детско-родительских отношений
- Курирование приемной семьи
Семинар проводится при поддержке ОПП ГП “Московский Гештальт Институт”, по завершении выдается сертификат